CLUBFUNDBLoG
Правовое регулирование фандрайзинговой деятельности
Обзор от юриста Марии Бойко
Легального определения термину «фандрайзинг» в законодательстве РФ нет. Единственное разъяснение понятия на сегодняшний день содержится в очень узкопрофильном нормативном акте - Распоряжении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 ноября 2023 г. № 400-р «Об утверждении Концепции развития фондов целевого капитала образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на 2023-2035 годы». В нем указано, что «Фандрайзинг - деятельность по поиску и привлечению пожертвований в виде денежных средств или иного имущества, привлечение иных ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты, в том числе в фонды». Но даже такое упоминание - маленький, но все-таки шаг, к дальнейшему правовому закреплению этого вида деятельности.
Сейчас правовое регулирование в этой сфере сводится только к нормам о привлечении и последующем распоряжении пожертвованиями.

Базу составляют следующие НПА:
1
Ст. 582 Гражданского кодекса РФ, которая так и именуется – «Пожертвование». В статье приведено определение термину, даются основополагающие правила приема пожертвований, которые затем раскрываются в других нормативных правовых актах.
2
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В нем содержится много норм, которые посвящены сбору и дальнейшему использованию пожертвований. К примеру: ст. 5 (определяет основных субъектов отношений в области осуществления пожертвований: благотворителя и благополучателя); ст. 15 (об источниках формирования имущества благотворительной организации); п. 4 ст. 16 (о необходимости использования не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме на благотворительные цели в течение года с момента получения такого пожертвования); ст. 16.1 (о ящиках для сбора благотворительных пожертвований); п. 4 ст. 21 (о возможности получения пожертвований благотворительной организацией от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций).
3
Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в ст. 26 которого указано, что одним из источников формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются добровольные имущественные взносы и пожертвования.
4
Налоговый кодекс РФ, в котором указано следующее: пожертвования не облагаются налогом на прибыль (п. 2 ст. 251); расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного СО НКО, относятся к внереализационным (пп. 19 п. 1 ст. 265); при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (п. 16 ст. 270) и др.
5
Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Пожертвования в контексте этого нормативного акта являются одной из основ формирования целевого капитала. В тексте НПА раскрываются особенности внесения пожертвований на формирование целевого капитала, договорный характер этих отношений, права жертвователей и т.д
6
Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584 «Об утверждении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и извлечения имущества, собранного с их помощью» раскрывает положения ст. 16.1 ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В этом нормативном акте приведены все требования, которым необходимо следовать при установке ящиков для сбора пожертвований и последующей «работе» с собранными денежными средствами.
7
Приказ Министерства юстиции России от 31 августа 2020 г. № 190 «Об утверждении требований к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных благотворительных пожертвований» определяет обязательные для исполнения НКО требования к содержанию отчета об использовании благотворительных пожертвований, собранных посредством ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований.
8
Приказ Министерства юстиции РФ от 30 сентября 2021 г. № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».
9
Приказ Минюста РФ от 7 октября 2010 г. № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
Также в настоящее время действует значительное количество разъяснений по вопросам, связанным с пожертвованием. Например:
1
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 июля 2023 г. № 03-03-06/3/71009 «Об условиях, при соблюдении которых пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль».
2
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 января 2023 г. № 03-03-05/4543 «Об учете пожертвований при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций».
3
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 ноября 2022 г. № 03-03-06/3/117176 «Об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов в виде пожертвований».
4
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 июля 2020 г. № 03-11-11/66155 «Об условиях, при которых пожертвование, поступившее некоммерческой организации, не учитывается при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН».
5
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2011 г. № 03-11-06/2/71 «О квалификации поступившей некоммерческой организации суммы в качестве гранта или пожертвования для целей освобождения указанной суммы от налогооболожении налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН».
6
Письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2007 г. № 19-11/12142 «Об отсутствии оснований для включения денежных средств, полученных некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений от юридических лиц, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг».
7
Письмо УФНС России по г. Москве от 10 сентября 2008 г. № 20-12/085726.1 «О праве некоммерческой организации учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль пожертвования (целевые поступления), полученные на финансирование некоммерческих проектов, отвечающих ее уставной деятельности».
8
Письмо Министерства юстиции РФ от 24 апреля 2023 г. № 11-48450/23 «О представлении ежегодной отчетной информации о деятельности некоммерческой организации» и т.д.
Также, при работе с пожертвованиями, происходит «соприкосновение» с целым рядом нормативных актов в различных сферах:
1
При перечислении пожертвований через сайт НКО или путем заключения договора важно соблюсти требования Федерального закона «О персональных данных» и принятых в соответствии с ним иных НПА. Информация о жертвователе должна быть защищена, это ответственность некоммерческой организации и с каждым годом эта ответственность все больше ужесточается.
2
Непосредственно процедура перечисления пожертвования с применением электронных средств связана с Федеральным законом «О национальной платежной системе», который раскрывает особенности осуществления перевода, привлечения к процессу операторов по переводу денежных средств и т.д.
3
При заключении договора пожертвования может возникнуть конфликт интересов. Эту ситуация регулирует помимо ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», которая раскрывает сущность этого понятия.
4
Это также Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в контексте которого пожертвование от иностранного источника может быть признано формой поддержки НКО и т.д.
Подводя итог, можно отметить, что несмотря на отсутствие легального определения термина «фандрайзинг» в российском законодательстве, нормативная база, регулирующая деятельность по сбору и использованию пожертвований, достаточно обширна и охватывает множество аспектов этой деятельности. Сложившаяся правовая среда требует от НКО строгого соблюдения установленных норм и правил, что особенно актуально в условиях ужесточения контроля. В будущем можно ожидать дальнейшего развития законодательства, которое будет более точно регулировать фандрайзинг как важную составляющую деятельности некоммерческих организаций, обеспечивая прозрачность и доверие со стороны общества.
Вы можете получить поддержку от нашей команды при выстраивании вашей фандрайзинговой деятельности, для этого запишитесь на индивидуальную консультацию